Престольный праздник святых бессребренников Космы и Дамиана, пострадавших в Риме (14 июля)
История поселения Беницы
1914 г. – село Калужской губернии Красносельской волости Боровского уезда.
1944 г. – Боровский район Калужская область
2014 г. – деревня сельского поселения «Деревни Совьяки»
Координаты храма: 55.204380*N,36.331401*E
Село Беницы расположены близ правого берега реки Протва в 13 км западнее г.Боровска районного центра.
Беницы являлось одним из нескольких волостных центров торговли, речная тропа была участком водного пути из северной Руси в южную.
Первое упоминание об этом населенном пункте относится к 1136 г., что как известно, на 11 лет раньше первого упоминания о Москве, как и все населения находящихся на торговых путях платили корчемную дань Смоленскому князю.
Село Беницы упоминаются в Уставной и жалованной грамоте смоленского князя Ростислава Мстиславича, которая была выдана в 1136 г., епископу Мануилу в момент основания Смоленской епрахии. Смоленская епархия былы выделена в 1136 г. из состава Переяславской епископии. Князю Ростиславу (сыну Мстислава Великого, внука Владимира Мономаха) важно было обеспечить вновь создаваемую епархию материально. Согласно жалованной грамоте смоленская епископия получала 10% от всех княжеских доходов.
На рубеже 50-60 гг. прошлого века изучением Бениц занималась археологическая экспедиция ГИМа под руководством А.В. Успнской. Она опуликовала статью, из которой следует, что уже в XI-XII вв. здесь существовало вполне развитое поселение (центр погоста). Древнерусское поселение Беницы // Ежегодник Государственного исторического музея. 1962. М., 1964. С.216-228.( эта статья есть в интернете — http://www.borovskold.ru/content.php?page=bhlxebuc_rus&id=74&sid=45)
Среди многочисленных вятических поселений, на которые указывают курганы, Устав Ростислава отмечает несколько центров обложения один из которых было селение Беницы.
В статье сказано, что селение расположено было где-то на восточной окраине Смоленской земли, т. е. на территории современной Калужской области. В настоящее время в пределах последней, в 10 км к северу от города Боровска, на правом берегу Протвы известна деревня Беницы. Экспедицией Государственного Исторического музея в 1957 году вблизи этой деревни обнаружены следы древнерусского поселения.
На противоположном левом берегу р. Протвы на расстоянии 1 км от селища находится курганный могильник, сильно разрушенный действующими в настоящее время кладбищем. Сохранилось только три насыпи причем и эти испорчены кладоискательскими ямами.
История храма
В XVII-XVIII веках эта местность была вотчиной Пафнутьев-Боровского монастыря. В Дозорной книге Боровского уезда за 1613 г. Упоминается пустошь, «что было сельцо Беницы на реке Протве, а в ней деревянная церковь во имя святых чудотворцев Космы и Дамиана что стоит без пения. На церковной земле – «место дворовое попово да 3 места церковных причетников». Стало быть, храм в Беницах в годы Смуты запустел. В сельце в 1629-1630 гг. упомянуты «двор детёнышев, во дворе монастырский плотник да 2 двора крестьянских, да 3 места дворовых пустых». В 1654 г. дань бралась с Космодемьянской церковной земли: храм к этому времени возобновлён ещё не был.
В 1674 г. церковь Космы и Дамиана была записана в Боровскую десятину как «новоприбыльная». В 1678 г. причт храма состоял из трёх братьев Борисовых: священников Филата и Симеона и дьячка Анисима. Кроме двора причта, в селе было 13 крестьянских дворов, где жительствовали 64 человека.
В 1705 г. в Беницах священствовала та же семья, лишь Филата заметил сын Симеона Феодор. Крестьянских дворов стало 23, жителей в них – 109.
В 1812 г. попечительством приходского священника Григория Дмитриевича и прихожан в Беницах был построен каменный храм. Посвящение его престола осталось прежним. Приделов в церкви, как и раньше, не было.
С того же 1812 г. к Космодемьянской церкви был приписан деревянный Троицкий храм села Сатино (построен в 1766 году; в последствии была сожжена в 1930-х).
Численность прихода храма святых Космы и Дамиана в 1863 г. была (103-354-381). В селе находилось земское начальное училище, которое помещалось в доме, построенном тщанием прихожан в 1886 г, также была ткацкая фабрика.
В начале XX века церкви принадлежало земля площадью 24 дес. 1270 кв. саж., в том числе под храмом и кладбищем было 625 кв. саж., пахотной – 19 дес. 889 кв. саж.,усадебной – 1800 кв. саж., а также 2 дес. 956 кв. саж. «разной» земли. План на землю имелся, а межевой книги не было. Священнослужители поживали в собственных домах на церковной земле.
В 1900 г. численность прихода Космодемьянской церкви была следующей: в с. Бенницы крестьян (60-209-237); в с. Сатино дворян 91-0-1), мещан (0-1-1), крестьян (18-57-83) – в 3 верстах; в д. Каверино крестьян ( 15-52-77) – в 4 верстах; в д. Лапино крестьян (18-71-82) – 2 верстах; в д. Рыжково крестьян (29-102-121) – в 1 версте; в д. Челохово крестьян (10-36-45) – в 3 верстах. Итого при 151 дворе проживало 528 прихожан мужского пола и 647 – женского. По сравнению в 1863 г. количество прихожан возвросло на треть. В приходе было (4-5-9) старообрядцев, не приемлющих священство.
Расстояние от Бениц до консистории состовляло 85 вёрст, до местного благочинного — 10 вёрст. Ближайшие действовавшие в 1900 г. церкви находились: на северо-востоке – в Аграфенине – 3 верстах, на востоке – в Красном – в 7 верстах, на юго-западе – в Серединском – в 8 верстах.
Храм в Беницах (по паспорту за 1910 г.) имел железную, окрашенную зелёной масляной краской крышу, в интерьере нижние части стен также были покрыты масляной краской, а верхние – клеевой.
Размеры здания – 21 на 8 на 18 арш. Окон в церкви 9; из них два – на восьмерике. Наружных дверей три, в том числе одна двустворчатая; внутренних – три двустворчатых. Все двери деревянные. Иконостас имел размер 8 на 18 арш. Здание отапливалось одной печью. Двухъярусная колокольня имела высоту 6 саж. 2 арш. Общая оценка строения по страховой ведомости – 4500 рублей.
Барочный облик Космодемьянской церкви необычен для 1812 г., когда в русском зодчестве уже господствовал класицизм. Сказался эффект запаздывания в провинции моды на архитектурные стили. Четверик основной части завершён купольным восьмериком с двумя окнами. Над нами на восьмигранной «шейке» возвышается луковичная глава. Массивная, перекрытая конхой полукруглая апсида всё же напоминает нам об эпохе классицизма. Прямоугольная трапезная под двускатной кровлей соединяла храм с несуществующей ныне колокольней, которая частично была выстроена из дерева.
27 февраля 1929 г. Калужский губисполком принял решение о ликвидации церкви в Беницах. Основанием к этому было невыполнение общиной в установленный срок предписанного ремонта храма. Как это часто в те годы практиковалось, техническая комиссия провела осмотр церкви поздней осенью и выставила верующим требование отремонтировать храм в кратчайшие сроки до наступления тёплого периода времени года. Выполнить ремонт на морозе было совершенно абсурдно. Договор с общиной объявили расторгнутым, здание церкви передали в распоряжение исполкома Малоярославецкого уезда, к которому по тогдашнему административному делению относились Беницы. Храм предполагалось использовать под клуб. Однако община, отстаивая свои права, направила жалобу на решение губернской власти в Москву. ВЦИК усомнился в правильности действий местного руководства и затребовал от губернии дополнительную информацию, после чего 29 апреля 1929 года губисполком был вынужден сделать временный задний уход:
«Ввиду распоряжения ВЦИКа предлагаем приостановить проведение в жизнь постановление рабочей части Президиума губисполкома от 27.02.1929 г. о расторжении договора с группой верующих, оставив здание до решения дела ВЦИКом в пользовании верующих».
Боровский райисполком долго не торопился сообщать «наверх» запрошенные ВЦИКом дополнительные сведения. 6 января 1930 г. Калужский окружной исполком (губернии и уезды к этому времени были в СССР упразднены) принял по вопросу закрытия храма в Беницах следующее постановление: «Ввиду того, что райисполком до сего времени не выполнил предложение ВЦИКа, … только отделывается простыми фразами, путаясь в предложениях, обещаниями т.д., предложить райисполкому в последний раз в недельный срок выполнить указание окрисполкома и представить требуемые ВЦИКом сведения, после чего поставить на окончательное рассмотрение вопрос об изъятии церкви. В случае невыполнения райисполкомом требований окрисполкома в означенный срок виновных привлечь за волокиты к ответственности по 3-й статье УК».
Постановление о закрытии Космодемьянской церкви Постоянная комиссия по вопросам культов при Президиуме ВЦИК СССР утвердила 16 апреля 1931 г. Духовная жизнь в Беницах угасла на долгие десятилетия. Из паспорта храма за 1970 год известно, что здание использовали под склад колхоза «Восток».
За годы забвения храм Космы и Дамиана был разорён и частично разрушен. Колокольня полностью разобрана. К 1990-м годам на бесхозном здании отсутствовали оконные рамы, частично была утрачена кровля, покосилась глава, на восьмерике появилась растительность.
В 1998 г. по инициативе местных жителей полуразрушенный Космодемьянский храм начали восстанавливать. Средства на богоугодное дело выделяли несколько благотворителей, свой вклад внести и сельчане.
В сентябре 2005 г. храм внешне выглядел вполне благолепно, вблизи здания были складированы материалы для внутреннего ремонта. К сожалению, в полной мере восстановить церковь так и не удалось: утраченную колокольню заменяет поставленная близ входа импровизированная звонница.
После восстановительных работ 05.07.2008 г. храм был освящен, и на следующий день отслужена первая Литургия настоятелем храма Благовещенского собора в г.Боровске прот. Димитрием Орловым. Протоиерей Димитрий Орлов окормлял Космодемьянскую церковь по 2011 г. С 2011 г. по 2016 г. окормлял храм протоиерей Игорь Павлов настоятель храма Михаила Архангела в с. Красном.
С 2016 года митрополитом Калужским и Боровским Климентом назначен настоятель храма иерей Димитрий Марков.
После ремонта храма в 2005 г. из-за отсутствия отмостки и водосточных труб, от высокой влажности, штукатурка во многих местах отвалилась и стала просматриваться кирпичная кладка.
С конце 2018 г. были проведены ремонтные работы по обновлению внешнего и внутреннего вида храма, сделана отмостка вокруг храма.